Первая регата этой яхты – Mediterranian Trofhy прошла без непосредственного участия нашей школы. Конечно, мы участвовали в подготовке яхты, подбору экипажа и прочим вопросам, связанным с запуском проекта. Но непосредственно «поехать» на лодке представилась возможность в сентябре, на Voiles de Saint-Tropes, во Франции.
Многие посвященные уже знают, о ком идет речь, но для новой аудитории представим яхту: Итак, «Amber Miles». В исполнении датской верфи «X-yachts» проект Xp 44. О ее потенциале говорят сравнительные цифры:
Dufuor 44 Perfomans – 10700 kg
First 45 – 11300 kg
Xp 44 – 9100 kg.
При чем вес Хр не декларация верфи, а реальный вес после взвешивания на кране сертифицированными мерителями. Прибавить к этому великолепные обводы, «породу» верфи, и становиться понятно, что на воде появляется новая звезда. Владелец тщательно анализировал выбор лодки, прекрасно разбираясь в существующем рынке яхт, парусов, новых разработок. Каждый раз, разговаривая с ним, и задавая провокационные вопросы, типа «а вот Swan 42?? А новый Grand Soleil38??» я получал развернутый аргументированный ответ, что говорило о вдумчивости принятого решения при покупке именно Хр 44.
И вот она живая, на воде. Заходишь на палубу. Царство новых решений. Ну что нового можно придумать в парусной яхте?? Ну вот например: Широкий фальшборт по всей длине яхты - безопасность при ходьбе по палубе с креном, но за счет того, что он широкий, на нем удобно откренивать. Великолепное решение. Каретка гика-шкота утоплена глубоко в палубу, что даже блоки не выступают над палубой – дань новой моде, но при этом работать кареткой удобно, и ходить по кокпиту реально проще – нет шансов споткнуться и упасть. Проводки оттяжек выведены с двух бортов на рубке по бокам, т.е. экипаж, сидя на откренке, регулирует тонкие настройки грота никуда не вставая. По взрослому. И многое в этой лодке вызывает уважение. Наша конкретная яхта еще и вооружена угольным рангоутом, что сразу говорит о серьезности намерений владельца и команды. Добавьте к этому французский NS 3DL на парусах, и становиться понятно, что разговоры типа «да, лодка не ехала» не принимаются.
Отдельно заслуживает внимания гардероб попутных курсов. Два генакера и два спинакера. Короткий стационарный бушприт и длинный спинакер гик позволяют делать что душе угодно. Генакер на бушприте, генакер на рее, спинакер при фордевиндах с четыремя брасами, плоский ричер для галфиндов. Возможность подбора комбинации для попутного курса, наличие трех спинакер фалов превращает работу на попутном курсе в экзамен для бакового и экипажа – можно применять весь арсенал знаний, менять спинакеры друг из под друга, менять генакеры на спинакеры, ставить рею, убирать рею. В общем, издеваться над конкурентами (и над экипажем)) ), как душа пожелает. Добавив к этому прекрасный корпус и маленький вес, ты получаешь скрипку, которая в умелых руках начинает звучать прекрасной мелодией. На прошлом Middle Sea Race сестра "Amber Miles”, "Vikesha II”, показывала прекрасные скорости, уходя в далекий отрыв от всего флота, по походке больше напоминая транспак, чем яхту перфоманс класса.
Вот на такой замечательной яхте нам и предстояло участие в регате. Надо сказать, что экипаж был подобран сильный, и самое главное, с достаточным количеством рук – 12 человек. Во главе экипажа был утвержден Максим Таранов, на гика-шкот скромно поставили директора NS во Франции. На баке, в силу специализации в вопросах обучения, был поставлен я, Артем Брум. Было введено разделение на группу скорости на лавировке и группу совершения маневров, чтобы рулевой мог заниматься управлением яхтой, а не объяснением, какую веревочку куда надо засунуть….
Итак, первый день регаты. Как и полагается настоящему гоночному комитету серьезной регаты, тем более что эта регата больше парусный фестиваль, нежели спорт, гоночный комитет старательно откладывал старт, дожидаясь, когда ветер скиснет совсем. И когда в 15.30 ветер практически умер, гоночный комитет решился выставить сокращенную петлю с контрольным временем 18.30. С учетом наличия клочков ветра со скоростью 3 – 4 узла, это выглядело усмешкой в адрес гонщиков. Естественно, все пошли на дистанцию. Но также многие понимали, что гонку могут и прекратить, и просто мы не дойдем до финиша. А на 20.00 все рестораны города уже забронированы, и гоняться надо будет заканчивать……
Именно с этим лучезарным настроением мы и пошли на дистанцию. Старт был не плох, и не хорош. Стартовали вторыми – пятыми – на корпус ниже стартовой линии, опять же, благодаря отсутствию ветра и осознанию, что фальстарт не оставит нам шансов в принципе доехать до финиша. Но лавировка была начата с правильной стороны дистанции, и мы начали двигаться вперед, ставя флот под контроль. Впереди оказался французский First 40,7, явно медленнее нас, но намереваясь героически преградить нам путь, приводясь до заполаскивания стакселя, и вынуждая нас делать поворот. Скрутились. Поехали туда, куда не очень то и надо. Но с контролем всего флота. Демократия на палубе – вещь не очень интересная и полезная – когда рулевого вовлекают в дискуссию, что он делает, и зачем он туда поехал, гонка заканчивается, и начинается туризм под парусами. Четыре человека, обсуждающие, куда надо ехать, и подсказывающие Максиму Таранову(!!!) приведись-увались сделали свое дело – мы ехали вместе со всеми, бодаясь за 5-7 позицию на лавировке. Примерно в этом положении мы и обогнули верхний знак. Благодаря усилиям гоночного комитета, там, где в 13.00 яхты ходили со скоростью 6 – 7 узлов, теперь на знаке все ехали 2 узла. На знаке собралась небольшая пробка, яхт из пятнадцати. Причем некоторые из них выделялись размерами – 50, 58 футов. Было принято гуманное решение объехать это стадо по большой дуге, забравшись повыше знака.
Выброс генакера. Отдельно хочется поблагодарить Бруно (CEO Northt Sails France)за важнейшую тактическую информацию – полную поляру скоростей яхты с VMG Down Wind и VMG App Wind, благодаря чему мы четко знали, в какой ветер какой парус для попутного курса будет максимально эффективен. Именно поэтому в небо пошел А1,5. Напряженная лавировка вниз показала прекрасные ходовые характеристик яхты – при малейшем появлении ветра яхта «отскакивала» от конкурентов и уходила в отрыв. Именно благодаря прекрасным ходовым характеристикам яхты мы уложились в контрольное время. Экипажу в первый день гонок приходилось согласовывать свои действия, и однозначно здесь крылся большой резерв скорости.
Мы въехали на финиш за несколько минут до окончания контрольного времени, что дало нам возможность занять 6 место из 32 яхт. С учетом того, что только 7 лодок уложились в контрольное время, остальные лодки получили DNF.Это был серьезный отрыв лидирующей группы по очкам.
Наше
скромное жилище |
Amber
Miles |
Второй день гонок обещал быть спокойным и штилевым, мало отличающимся от первого. Однако уже на выходе из бухты стало понятно, что все будет по настоящему. Устойчивый ветер 14 – 18 узлов давал надежду на настоящую гонку. Тем более что как раз в свежий ветер яхта и должна была показать себя во всей красе. Надо сказать, что флот разделился на Swan, Sly, Xp44, и все остальные чуть сзади….. Т.е. превосходство этих трех яхт над группой было налицо и в первый, и во второй день. Отдельно можно сказать про «черную бабочку» - яхту МС 38. Этот угольный агрегат назвать яхтой не поворачивался язык. Плоская угольная доска с огромными для своих размеров парусами, она просто порхала в слабый ветер над водой. В сильный ветер ее бакштаг был тоже отличен, но на лавировке, естественно, эта лодка проваливалась.
Итак, старт второго дня. Судьи долго решали с дистанцией, со знаком, в итоге все началось. В гоночной инструкции было написано о старте в 11.00, на самом деле старт первой группы состоялся около 12 часов, с задержкой на 40 минут. Это никак не портило нам настроение, потому что мы получили возможность потренироваться и посмотреть еще раз на нашу вторую геную. Про грот уже все было понятно – без комментариев. Итак, лавировка перед стартом на генуе номер 2. После 4 – 5 поворотов вернулись к старту с разбором лавировки. Как то уточнили расписание людей, начали готовиться к старту. Максим Таранов, наш шкипер, проехал по старту, зорким оком посмотрел обстановку. Все ясно. Разворачиваемся, скидываем стаксель. Меняем на геную №1.
Старт, как полагается у хороших рулевых, был прекрасен. На два корпуса ниже судейского судна, но это с одной стороны позволяло зажимать все стадо сверху, с другой стороны, получить разгон снизу. Классически проведя старт, мы сразу же пошли в отрыв. Настроение всем портил молчаливый флаг индивидуального отзыва, который судьи не снимали….. У нас возник вопрос – может, это мы?? Я, являясь баковым, не видел из-за четырех яхт судейского судна – маленького катерка с маленькими флажками. Вообще надо сказать, что за последний месяц увиденный мною чемпионат Хорватии и Неделя Сан-Тропе вызвала вопросы: зачем мучать судей на таких катерочках…. Бюджеты лодок, которые приходят на соревнования, бюджеты регат… А катер не виден за стартующими яхтами…
В общем, не отрицая свою вину бакового, что отпустил контроль над этим важнейшим фактором в гонке, я четко сказал, что не уверен. Так и уехали на дистанцию с немым вопросом – кто же это был?? Утверждение было только одно – мы на старте выкидывали Феста 40, 7 на ветер, и он однозначно был выше нас на стартовой линии. ..
Первая лавировка дала отменный результат – третьи на знаке. Уже вырвались из толпы и получили оперативный простор принятия решений и просто чистый ветер. Постановка генакера. Надо отдать должное Бруно – директору NS Франции, он не жалел паруса. А точнее, он уверенно знал их предел. В достаточно свежий ветер мы поставили легкий генакер А1,5, на котором и полетели. Ветер неожиданно начал умирать, оставив метровую волну. Sly – их тут было двое, за счет своей легкости начали медленно ехать вперед. К ним присоединились два Swan 42. В общем, вчерашняя тепленькая компания в 6 яхт опять собралась вместе. Ветер вдруг решил еще раз скиснуть, но уже совсем, и зашел в нос. Постановка стакселя. Одним галсом на знак. Увал на левом знаке, уже симметричный спинакер. Пока ехали на знак, нешуточно раздуло, и лодка полетела под спинакером 10 узлов, на серфинге легко показывая 12 – 14. И здесь мы явно начали нажимать на врагов. Хр показывала свой легкий ход, и мы опять были в лидирующей тройке. Ветер раздул настолько , что при огибании знака левым бортом и приведении до полного бейдевинда, никто во флоте не решался ставить генакеры. В ход пошла вторая генуя, которую мы поставили до знака, и виртуозно сделали фордевинд с учетом того, что надо было мгновенно уронить спинакер гик.
Ветер в очередной раз решил замешать карты, ослаб и отошел. В ход пошли Коды 0. У нас был только плоский генакер, который мы и предоставли их ламинату на Кодах….. Они опять начали отъезжать. Так и приехали на последний знак, когда плоские Коды0 конкуренты стали менять на полные генакеры. У нас не было достаточно проводок для смены генакера один из под другого…. Нам пришлось ставить стаксель, и менять генакеры вниз-вверх. Поменяли. Пропустили вперед своих любимцев – Sly42. И вот уже и финишный участок. Полный драматизма из за нашей неточности работы с генакерами и с конкурентами, которые отскочили вперед на несколько корпусов. Много советов поступило в адрес рулевого – куда ехать… Но Максим сжал зубы, и сделал по своему – поехал вниз, подальше от наветренного берега. И под берегом скисло. И там остались стоять наши конкуренты смотреть на то, как мы первые в своей группе въезжаем на финиш. …. Уборка генакера, возвращаемся к судейскому судну – нам отвечают, что у нас все ок, фальстарта не было….. И только здесь у нас по настоящему отлегло. С учетом наблюдаемой картины – пришедшего штиля и вставших яхт в 100 метрах до финиша. Финишировавший Sly наградил нас аплодисментами – мы вырвали у них эту победу, и это была красивая борьба. С очень сильными соперниками и прекрасной яхтой. Мы тоже подняли большие пальцы вверх – молодцы парни.
Результаты вывели на экран через полчаса после закрытия финиша – в 19.00.
По пересчету мы удержали первую позицию, и по результатам гоночного дня были абсолютными победителями в группе. По результатам двух дней мы поднялись на третью позицию.
Теперь время устриц и французского вина. И завтра опять на старт.
День третий. День совершенных ошибок и отличного настроения.
Почему? Потому что пришла уверенность в яхте. Уверенность в том, что команда может, и все происходящее не случайность. Закрепление результатов и спокойно – уверенный взгляд в сторону конкурентов.
Итак. Сан-Тропе. ЛАЗУРКА!!! Стоим в зоне старта, ждем ветра. Купаемся. Лазурка!!! Ветра нет, всем хорошо, гонки подразумеваются. Бруно вчера вечером высказался в стиле «у вас, русских, очень шумно и суетно на палубе»… Ок, сегодня расслабляемся и молчим. Паруса даже и не поднимаем – шут его знает, эти гонки. Но вот приходит информация. Ветер придет. Ок. Хватит купаться, паруса вверх. Надо отдать должное этому месту с точки зрения проведения гонок. Ветер здесь включает – выключает – закидывает по несколько раз в день. Это делает гонки очень напряженными и по настоящему азартными, кто понимает суть происходящего.
Судьи выставляют дистанцию. Отдельно хочется сказать про кроссворд под названием Гоночная Инструкция и схемы дистанций с координатами точек. А еще добавить к этому оттяжные буи на старте для лавировки и ворота перед финишем на расстоянии мили. Это превращает гонку в скачки с препятствиями, где техничность экипажа и ориентация навигатора имеют огромное значение. Точка, которая есть только в картплотере, но ты ее не видишь на воде. А как разложить бакштаги?? Конечно, это обычная работа, но с учетом 32 яхт в группе и очень зубастых конкурентов, которые ко всему прочему тоже люди и делают ошибки, работа навигатора становиться крайне напряженной и ответственной. В этом отношении простой App & Down – вверх вниз кажется скучной рутиной. Конечно, там во всей красе проявляется искусство рулевого и тактика по работе с ветром, но здесь, в Сан-Тропе, важны абсолютно все – кокпит, бак, навигация, руль, тактика выбора парусов с полярами скоростей. Это настоящий спорт – ошибся с выбором паруса – извини, а конкуренты не ошиблись. И ты можешь отлично рулить, на 5+, но парус не тот…. Это и есть технический, командный вид спорта. Где ошибка на знаке с постановкой – уборкой парусов стоит тебе 5 мест. Где неправильно выбранный парус лишает тебя возможности реализовать прекрасные характеристики яхты.
Итак, старт. Ничего личного, опять в лидирующей пятерке. Мощно, с разгоном, на чистом ветре. Как навязчивая тень, на ветру держится Sly42. Разгоняемся. В хвост к Sly пристраивается Swan 42. Кто бы сомневался!!Начинаем лавировку. Ну, здесь у нас есть вопросы на палубе, но лодка летит, рулевой великолепен, и им нас не съесть. Делаем поворот под корму Sly – нам пора вправо. Хоть под его контроль, но нам надо вправо. Естественно, он поворачивает с явным намерением вывести нас за лейлайн верхнего знака. Что он и сделал. Нам не выехать из под него, вцепился в нас мертвой хваткой. Он делает поворот. Естественно, мы отвечаем поворотом чуть выше его на чистом ветре. Верхний знак. Третьи – четвертые. Отлично. Следующий курс – трамвай, полный бейдевинд. Выравниваем скорости. Медленно едем по Sly. Парни собираются, работают. Перестали отставать. Сверху по всем, после (как это уже стало традицией) проигранной лавировки, проехал MC38, и уехал….. Как будто он не с нами. Даже нагловато как то….. Но ничего, балл есть балл, а цыплят после финиша считают. Следующий поворотный знак. Полный курс. Ветер 10 – 14 узлов. Пограничный ветер для принятия решения – Генакер или Спинакер?? A1,5 или S2??? Команда к А1,5. Нет, S2. Кто был баковым, тот поймет, что значат эти сомнения для бакового, которому не будет пощады на знаке, если что то будет долго или не так. S2 зацеплен, подготовлен. Ставим через фордевинд на знаке. А это значит, что спинакер-гик уже засунут под стаксель, подготовлен на другом галсе. Подлетаем к знаку. Нет. A1,5. Во имя всех святых!! Молитва к богу только одна: не запутать афтегаи с генакер галсом… Перецепили, взлетел генакер. Суета в кокпите. Галс не добрали, шкот не успели. Конкуренты отъезжают.
Справляемся. Разгоняемся. Полетели. Но они отъехали на те самые 3 – 5 корпусов, которые и будут дальше держать. Потому что мы в лидирующей группе дивизиона IRC C, где чайников нет, и все умеют ходить на яхтах. Sly и Swan начинают медленно отъезжать дальше. Мы понимаем, что не хватает тяги. Генакер идет на спинакер гик – больше тяги, можем идти полнее. Долго принимали это решение. Теперь лучше, но мы не соперники, а догоняющие. Поворот фордевинд под генакером со спинакер-гиком. Чуть медленно, но в целом без проблем. Вообще, эта гибкость яхты при выборе методов движения в попутный ветер очень важна – ты можешь выкручиваться из сложных ситуаций и выжимать максимум из яхты.
На нижний знак приходим в роли статистов – не хуже, но и не лучше. Swan и Fly увеличили отрыв, мы контролируем второго Sly и Grand Soleil 44 из Нидерландов. Т.е. в принципе, четвертая позиция на знаке.
Лавировка на финиш. Французы мудрят с финишной линией. Одна от катера до катера, другая от буйка до буйка, разбираемся…. Sly и Swan делают тактическую ошибку – уходят в подветренный берег в надежде на отход ветра. Мы, находясь посередине входа в залив, видим усиление ветра с наветренной стороны дистанции. Максим идет остро, насколько можно, постоянно идя наверх. Grand Soleil 44 вцепился в нас мертвой хваткой. Это при том, что наша лодка в исполнении Бруно на гика – шкоте и Максима на руле в принципе идет великолепно, Grand Soleil не отстает. Ветер еще усиливается у нас, и лидеры группы начинают приближаться. Мы уже четко понимаем это. А вот Grand Soleil, который был выше всего на корпус, и по корме, взял изменение ветра, и резко поднялся наверх. Мы не дотягивали до этого изменения ветра, и продолжали путь на финиш, потому что шли всего 50 метров ниже финишного знака. У Sly 42 и Swan42 не выдерживают нервы, и они раньше времени в неправильной фазе ветра делают поворот к нам, на ветер. Максим наоборот, видя изменение ветра, продолжает идти чуть ниже финишного знака, но на финиш.
Развязка. Сверху на всех одним галсом падает Grand Soleil, и заезжает вторым после MC38, которого мы явно посчитаем, впереди Sly, Swan и нас!!!! Мы накрываем Swan, и чуть-чуть не достаем Sly, который проскакивает у нас по носу левым галсом. В итоге четвертое место на финишной линии, и самое интересное, четвертое место по пересчету. Но плотность финиша в лидирующей группе еще раз подтвердила серьезность наших намерений, услышали «Perfect» от Бруно, и мы улыбнулись нашей уверенности.
День четвертый. Лазурка!! День отдыха. Сон, нормальная пища, разговоры о яхте. Бесконечные, пока ты видишь море, ты можешь говорить только об этом.. Кто то решил пойти на тренировку. MC38, самый быстрый, но не первый в нашем классе, сходил потренировался – вернулся с поврежденным рулем, из регаты выбыл….
У нас тим-билдинг в ресторане в Сан-Рафаэле. Отдыхаем, ужинаем, ресторан завораживает и отвлекает. Бруно читает лекцию о том, сколько нам стоил поход девушки в туалет, потому что мы не могли бросить ее в туалете с борта на борт на оверштаге…. Гонка, называется))))). С закатом возвращаемся по красивой дороге домой. Вдоль побережья, с морскими пейзажами и заливом, который усыпан огнями кораблей, как город.
День пятый. Отдохнули?? Как то не очень)))). Ну, тогда гоняться!!
Сегодня ветер приходит практически сразу, особо не ждем. Великолепная гоночная погода, ветер 10-12 узлов.
Старт. Отлично. Раскидали конкурентов, освободили себе место для разгона. Разгоняемся.
Два Swan, Sly42, Grand Soleil44… Все те же лица. Очень четко отделяемся от остального коллектива, полетели. Верхний оттяжной знак. Многообразие тактиков на борту не позволяет принять единственно правильное решение – не уступать дорогу лидирующему Swan на знаке, а скрутиться у него на скуле. Пропускаем, крутимся ему в хвост. Третьи на верхнем знаке. Досадно. А ведь третьи!!!!! А уже стали расстраиваться этому результату. Потому что знаем свои ошибки, знаем, куда идти. После знака полный бейдевинд на стакселях. Сели на волну Sly, вцепились в него. Так и идем, чинно выстроившись: Swan, Sly, Xp44. Выставка достижений народного хозяйства. Лучшие серийные лодки, которые Европа смогла произвести. С хвоста попытались подъехать, но наша тройка очень уверенно поставила жесткую преграду на галфвинде –мы тоже не просто так тут сидим.
Вылетаем на знак. Правым бортом, поворот направо. Непонятно, трамвай или лавировка. Люди в кокпите начинают готовиться к оверштагу, и при подходе к знаку без команды рулевого начинают делать оверштаг. Поворот происходит только на стаксель шкотах, без руля и поворота яхты….. Рулевой не отдавал никаких команд, просто экипаж так решил, что сейчас будет поворот. И потащил стаксель на наветренный борт…. Эта ошибка сразу стоила нам двух мест. И теперь мы уже шли не третьи, а пятые…
Дальше лавировка с усилиями догнать уходящих лидеров. Два поворота не там. Ох, слишком много разговоров в кокпите и на корме… Рулевой сбивается, и начинает думать «А может я не то вижу??». В общем, при огибании еще одного наветренного знака мы уже пятые. Ставим спинакер через поворот фордевинд. Теперь уже S2. Вчерашний день все помнят!!!
Ну вот, другое дело!! Начинаем догонять. Надо бы упасть вниз, ниже генакерных лодок, и оттуда атаковать их. Но!! Иностранные консультанты не позволяют этого делать, указывая на курс на марку. Интересно, они всегда по прямой на знак ездят??? К знаку мы уже отыгрываем свои два места, и залезаем на знак для фордевинда третьими.
Ох, Джайб, Джайб!! Или поворот фордевинд со спинакером. Без тренировки в свежий ветер…. Перекидываю спинакер гик, вкладываю свободный афтегай, выкидываю на ветер. Уверен, что меня в кокпите видят. Рулевой качает спинакер на ветер, на брасе просто нужно добрать слабину, но люди в кокпите упорно, отвернувшись от спинакера, крутят брас (он же афтегай) на лебедке…. Гик летит обратно, я уклоняюсь за штаг, гик бьет по пластиковому дорогущему обтекателю и достает мою переносицу. Очухиваюсь. Вроде живой. В «офисе» высказываются…. Придя на знак третьими, после поворота опять оказываемся на пятом месте.
Мы еще не знали, что это финишная прямая, и дистанцию сократили. Начинаем использовать преимущество несения спинакера, догоняем генакерные яхты. Grand Soleil 44 как то тяжелеет на полняке, и медленно начинает нам проигрывать. Идем пассивно, не кидаясь на них в атаку, т.к. приведение никому не нужно – потом будет гораздо больнее уваливаться. Едем к марке, зная, что там приведение, стаксель, и все по новой…. Еще есть время атаковать. Подходим к повортоному знаку. Сиера. Сокращение дистанции. Рестораны заказаны, хватит гоняться.
Итого на финиш мы заехали на пятой позиции, посчитали одного Swan42, и в протоколе за сегодняшний день стали значиться на 4 месте из 32 яхт.
И вот здесь началась интрига. Завтра последний день гонок. Пятая гонка. По положению о регате при проведении пяти гонок включительно, один худший результат выкидывается. Без выкидывания мы до сих пор четко держим 3 место, а вот с выкидыванием…. Grand Soleil, который уверенно и жестко давит нам на мозги, второй день приходя впереди, получает на очко меньше и перемещает нас на 4 место, занимая третью строчку….. Выходов два: или попросить небо об отмене гонки завтра, или выигрывать у всех….. что является ну оччень непростой задачей.
Мы все это знали на старте следующего дня. Еще вечером после неудачной гонки Максим Таранов устроил «разбор полетов». Наболело. Надоело заниматься туризмом под парусами, хочется слаженности и скорости в работе на палубе. Были высказаны замечания всем членам команды, включая тактика и навигатора. О баковом и шкотовых и говорить не приходилось – шишки сыпались…. И это правильно – все таки это серьезная регата, а не что мы с вами делаем в Хорватии и Турции.
Вот с этим настроением мы и вышли на старт пятой гонки. Старт плавно откладывали…. Откладывали….. Максим принял решение устроить тренировку. Сначала повороты оверштаг. Медленно, быстрее, быстрее, координированнее. Нам не кататься по заливу, а подрезать серьезных европейских профи на знаке. Залезли в призовую тройку и пятерку лидеров – будьте добры соответствовать!!
Спинакер. Постановка. Слабо. Поворот фордевинд (джайб). Опять плохо. Экипаж не тренирован, с работы всегда получается вырваться только на саму гонку, в итоге маневры любительские, никак не претендующие на серьезность. Еще джайб. Еще. Максим высказывается. Бруно спрятался, поняв, что у русских наболело, и они сегодня чего то хотят.
С судейского судна идет информация о выставлении дистанции. Пора заканчивать тренировку, собираться на старт. Убрали спинакер, девчонки сами убежали вниз, тихонечко укладывая спинакер. На палубе тишина. Взбодрились. Вдруг осознали, что нужно заниматься командным спортом, что вопрос в третий день решали 13 секунд, которые не дали нам подняться на третье место. 13 секунд!!!!!
Выставили стартовую линию Времени 13.30. Эхххххх, нам бы еще пару часиков, и в ресторан с третьим местом. Но мы гоняемся не в протоколах, а море. Поехали. Макс проверяет стартовую линию. Навигатор говорит о серьезном перекосе линии, что нижний конец старта ближе к верхнему знаку. Ветер кажется ровным, и поэтому принимаем решение стартовать снизу. Здесь же появляются Sly и Grand Soleil. Значит, мы правы. За одним исключением. Оба Swan стартуют сверху. Как положено по закону физики, изменения и усиления ветра сначала приходят к верхним яхтам, даже если они чуть кормовее…. Но это мы поняли уже потом, после старта.
Старт великолепен. Попросили Sly пойти на фальстарт, раскидали яхты широкими движениями штурвала. Максим был в ударе. Стартовали на чистом ветру, имея снизу место для разгона. И Sly как то сразу начал отставать. Они что, не ожидали от нас жесткой, контактной борьбы?? Или настроение уже было не то, потому что они уже тоже все посчитали?? Так или иначе, мы стартовали первыми. Впереди флота. И как потом, уже после финиша, скажет Максим, ну и подрезать бы нам двух Swan на левом галсе, заняв контролирующую позицию сверху… Но мы остались внизу, контролировать непосредственного врага – Grand Soleil 44. Собрались. Нет ошибок на оверштагах, все тщательно откренивают – закренивают. Держим свою группу в ежовых рукавицах. Сверху два Swan, как и полагается, улетели. Черт с ними, у них сумасшедший балл, и мы воюем не с ними. На знаке устанавливаем статус кво. Третьи. Впереди только два лебедя, воистину летающие птицы!!! Ветер слабый, ставим легкий генакер А1,5. Удачно берем давление, отскакиваем. Пошел кураж лидеров – когда ты можешь контролировать вертровую обстановку спереди, захватывая инициативу на дистанции. Оба кровных конкурента не выдерживают нашего ускорения, уходят через джайб искать ветер на другой стороне дистанции. Там ветер явно слабее.
Через минут 15 мы делаем джайб на их галс, но уже с усилением ветра. Да еще и с заходом на новом галсе. Выигрываем. Ломаем ситуацию морально. Мы третьи с уверенным отрывом, впереди только Swan42, но их мы считаем…. Нижний знак. Два раза проговариваем на палубе. Джайб, стаксель вверх, генакер вниз. Не доходя до лейлайна, кокпит делает джайб чтобы увернуться от кого то. Палуба восприняла джайб командой к действию. Стаксель пошел вверх. А это еще не знак!!!! У них контргалс, сейчас будет еще два джайба!! Стаксель вниз, баковый на баке тормозит лодку, много маневров. Затормаживаемся.
Вот сейчас бы на старт |
Экипаж |
Обогнулись. После репетиции все прошло гладко, генакер убрали, привелись, пошли в лавировку обратно, в сторону Сан-Тропе. Третьи, с чуть меньшим отрывом из за совершенных ошибок. Извините, мы в пятерке лидеров. Мы за всю регату не видели рядом ни Фестов 45, ни Фестов 50, ни Джеев 122…. Мы уезжали разбираться в лидирующей группе, а здесь счет идет на 5-10 секунд…..
Лавировка. Как злая тень, преследующая нас во всем заливе, начинает подтягиваться Grand Soleil44….. Четче работа на шкотах, лучше обрабатывают изменения ветра. Максим порывается пойти по заходам, Бруно не пускает. Говорит, у нас есть генеральный курс…. Ох уж этих генеральщиков!!! Резултат. Grand Soleil идет у нас на хвосте, просто отрабатывая наши ошибки в настройке парусов, метр за метром сокращая разрыв. А мы им должны на финише 160 секунд!!!! Опять верхняя марка с постановкой генакера. Идем в Сан-Тропе. Скоро финиш. Мы сильнее, быстрее на генакере!!! Мы должны отскочить!!! Ускоряемся. Тень идет сзади, естественно, безошибочно поставив свой генакер. Начинаем медленно отрываться. Эхх, не хватит нам дистанции увеличить отрыв!! И тут мы впереди видим макси-яхты, которые при огибании марки убирают генакеры и идут в бухту под одними гротами. Сокращенная дистанция. До финиша меньше мили.
Финишную линию пересекаем третьими. Засекаем время. 100 секунд, и Grand Soleil финиширует. Мы не смогли привезти ему 60 секунд, или одну минуту….. Мы знаем, что пятая гонка состоялась, наш конкурент впереди, и сегодня он еще и закрепил свои позиции. А вот Sly сломался, или просто уже особо никуда не торопился – он гарантированно знал свое второе место в общем зачете.
Итого общий результат:
Swan 42 – 8 очков, первое место
Sly42 – 9 очков, второе место
Grand Soleil 42 – 9 очков, третье место
Xp44 – 12 очков, 4 место.
Лодка, занявшая 5 место, уже имела 20 очков…..
Такая плотность в лидирующей группе как то сгладила наше разочарование от потери призового места. В принципе, все было логично. Мы еще не дотягивали по уровню подготовки на палубе до борьбы на равных с лидерами группы. И это каждый раз вылезало в критических ситуациях. Однозначно можно было понять – яхта летит, выбор владельца абсолютно правилен. Максим прекрасно рулит, и здесь были показаны высшие стандарты старта и лавировки. Т.е. этот проект – яхта плюс команда – представляет серьезную угрозу лучшим лодкам в Европе в своем классе.
Расстраивало отношение иностранцев к нам. Они по прежнему считали, что мы какие то полуграмотные люди, которые не знают, как ставить паруса, и как ехать в лавировку. И это при наших результатах с любительским экипажем. Похожую картину оценки русского яхтинга я уже видел в прошлом году на Фастнет Рейс, где команда клуба 600 NM на дряхлой яхте «Incisor» приехала в первых 20% флота – заняв 67 место из 250 яхт на финише, и 300 яхт на старте. При чем, это был лучший показатель этой яхты за последние 6 лет….. Как нежелание менять русские деньги в любом банке Европы, как нежелание Евросоюза сделать безвизовый въезд россиян, когда Бразилия, Чили, Аргентина имеют безвизовый въезд, так и в парусном спорте по прежнему сквозит какое то непонятное, ничем необоснованное высокомерие иностранцев, которое еще и сопровождается ласковым выниманием денег из карманов русских клиентов.
Именно поэтому в следующем году Максим Таранов начинает новый национальный проект – яхта, построенная в Екатеринбурге по его собственному проекту с русским экипажем на соревнованиях Европы. Без иностранных консультантов на палубе и на лодке, построенной в России.
Amber Miles тревожно шевелилась на швартовах в уютном Порт Гримо. Она уже слышала, что через два дня ее поведут на Мальту. НаRolex Middle Sea Race 2012. Как породистая лошадь, нетерпеливо переступая в конюшне, она уже чувствовала своим форштевнем большое море, большую регату. Руководители гонки будут самые лучшие: Филип Кребин и Максим Таранов. Филип – пятикратный участник Фастнета, 2 раза второе место в общем зачете, 3 раза победитель в классе, Максим – верхняя двадцатка в рейтинге ИСАФ, воспитавший много громких имен в российском парусном спорте.
Два дня тренировок, прибрежная гонка – разминка, два дня разбора полетов – подготовки к гонке, ну и сам…..
Проект Amber Miles только начинается, полный уверенности и решимости. Иностранцы уважительно несут владельцу поклоны и приветствия, признавая его силу, как организатора, и то что русские, оказывается, могут сами выбрать правильную яхту, правильные паруса и организовать гоночный процесс….
Les Voiles de Saint-Tropes 2012. Port Grimaud. 7 октября.