$this->check_module('cat|main', '$this->load_file('engine/modules/catface.php', 'tpl')') $this->check_module('cat', 'check_category('3', '$this->check_page('1', '

Гоночная парусная школа

Rolex Middle Sea Race, Fastnet Race, Croatia Championship, ORC World Championship, Italian Trofhy Brindisi-Korfu…. Перечислять можно долго. Это названия тех регат, в которых участвует наша школа. Собственные яхты, и никогда яхты в чартер. Потому что вы никогда не знаете, что вас ждет на чартерной яхте. Однажды, принимая яхту для Fastnet Race, одной из сложнейших и опаснейших гонок планеты, я обратил внимание владельцев на трещины в пластике в месте крепления штага. В ответ мне сказали – вы, русские, сначала в море сходите, а потом оттуда вернитесь, а потом разговаривайте…. Поэтому только собственные яхты. Даже на Sydney – Hobart, в Австралию.

Яхта «Amber Miles», проект ХР44, на сегодняшний момент одна из самых скоростных лодок в мире. На генакере эта лодка свободно идет 19 узлов… Яхта «Visconte» по российскому проекту Ракета 970, модернизированная и усиленная для оффшорных гонок ISAF special regulations cat2 – гонки открытого моря. Яхта, которая по факту перегоняет 40 футовые яхты, а потом их еще и пересчитывает))). На палубе этой лодки все предназначено для эффективной работы с парусами и достижения максимальных скоростей. В штормовой ветер 50 узлов эта лодка идет 17 узлов, сохраняя абсолютно легкую управляемость…. В правильных руках.

Вот о том, как сделать Ваши руки и головы правильными, эта школа. Вы должны научиться вести диалог с Вашей яхтой. Своим штурвалом, своей походкой она говорит Вам все. Вы просто должны научиться читать это. Как в самой обожаемой женщине, научиться по легкому движению корпуса понимать как перестроить паруса, чтобы она «задышала». И тогда Вы сливаетесь с ней. Вы чувствуете ее походку с закрытыми глазами. Вам не нужны никакие приборы, вам даже не надо видеть ее. Вы ее чувствуете. И только говорите команде, чего она хочет. Миллиметр потрави каретку, приполни стаксель, подними спинакер гик, освободи мне нос…. Вы разговариваете с ней, и это и есть тот кайф, за которым люди идут в море. Слиться с водой, слиться с яхтой, бешено несущейся по волнам на генакере со скоростью 15 узлов. И слышать ее довольное фыркание форштевнем от этой скачки, от которой она в восторге не меньше, чем Вы. Просто нужно научиться управлять лодкой так, чтобы получать в эту дикую скачку кайф, легко сохраняя управляемость и баланс яхты.

Сколько мы видели чартерных капитанов, бьющих себя по голове со словами, «где ж вы раньше были, когда меня там…». Понимать, что такое баланс яхты, надо каждому яхтсмену, который планирует ходить на яхте. Даже на круизной. Потому что сломать сдуру можно любую яхту, даже самую не убиваемую. И в этом смысл нашей школы – показать ту грань, за которой вы с яхтой теряете общий язык. Когда усиливается ветер, а вы оставляете полный стаксель, полностью убирая грот… А вы знаете, что на гоночных яхтах есть только один ряд рифов?? Почему? Как изменить неподвижный центр бокового сопротивления корпуса?? Как это возможно на ходу, не в цехе завода?? Эти, и многие, многие другие вопросы надо знать и решать их в своей голове, когда вы решили научиться двигаться на яхте быстро. Для того, чтобы прийти в парусный спорт.

Парусный спорт. Это умение двигаться на яхте быстро???? Нет. Это умение разговаривать с яхтой, и умение не терять самообладание. Мы не сознаемся на воде никому, и даже себе в том, что мы давно выбиты из колеи. Голова неправильно думает, принимает неправильные решения. Выигранная гонка – это когда вы сделали 40 ошибок, а ваш партнер и друг сделал 42. Вот и все. Безошибочных гонок не бывает. Вы должны научиться собрать в голову все необходимое: настройку парусов, весовой баланс яхты, тактику гонки, стратегию дистанции, наблюдение за ветром, и из этой многоходовой комбинации вычленять ту единственно правильную нить, по которой вы поведете лодку. А для этого нужно ни с чем несравнимое самообладание. У автогонщика есть педали тормоза и газа. А когда у вас метровой волной вышибает из парусов последние 2 узла ветра, а вам надо двигаться, несмотря на полный психоз на палубе и у вас в голове. И для этого нужно научиться абстрагироваться от действительности, и начать разговаривать с яхтой. А еще в последние 2 минуты до старта при стремительно изменяющемся ветре нужно молниеносно, в считанные секунды, перенастроить яхту и полностью поменять тактику старта. И вот, когда в первой половине регаты вы накопили отрыв от конкурентов, теперь наступает пора тактики и стратегии. У вас появились конкретные соперники. Которые будут вас давить. В первую очередь психологически. Для того, чтобы вы сделали ошибку. Ту самую, сорок третью, с которой вы окажетесь вторыми… Как выйти на старт холодным и спокойным и отбить атаки соперников, вынуждающих вас занять невыгодную, неудобную позицию и проиграть гонку уже со старта…

Об этом, и многом другом, говорят инструкторы школы на лекциях. Теоретические лекции никогда еще не укладывались в обещанные 2 часа в день. Всегда получается больше, потому что инструкторы – это действующие гонщики, которые любую теорию подтверждают реальной практикой, реальными ситуациями, когда они из за этой или другой ошибки, проиграли гонку… А вечерние разборы полетов после тренировок затягиваются за закат. Потому что все, что хотят Вам отдать инструкторы, не умещается в неделю обучения и в 12 часовой световой день. А так много надо было рассказать про сегодняшний день. Но спать тоже надо. С этим надо переспать – говорят вечером. Нужно, чтобы организм спустил пульс до нормы, отдышался, забыл за ночь, а потом опять вспомнил. Наш ученик написал в Фейсбуке: «Если вы всю ночь нервно ворочались, а утром обнаружили одеяло, запиханное в наволочку с тремя торчащими углами, значит вчерашняя тренировка со спинакером прошла не зря..»

Добро пожаловать в Гоночную Парусную Школу. С нашими знаниями вы сможете чувствовать себя свободно на регатах любого уровня – от бизнес регат в Турции до чемпионатов Европы. Многие наши ученики уже давно стали самостоятельными гонщиками, и наш девиз остается прежним – хороший учитель это тот, у которого ученик превзошел своего учителя. Мы действительно готовы отдать Вам все знания, которыми мы владеем. В правильной последовательности и временном порядке. Для того, чтобы встретиться с Вами на регате. Уже на равных. Итак, до встречи в школе, на спарринг тренировке!!




')', '7')') $this->check_module('cat', 'check_category('9', '$this->check_page('1', '

Опыт ходить в море

Наша школа предлагает серию курсов повышения квалификации для того, чтобы вы научились свободно чувствовать себя в штормовом море. Об этом нельзя говорить так легко, сидя в кабинете, но жизнь такова, что яхты по-прежнему попадают в плохую погоду, несмотря на все электронные средства прогнозов погоды и картографии с возможностью планирования маршрутов.

Для тех, кто задумывается о своей безопасности в море, мы предлагаем уникальные курсы в штормовом море. Это зимние экспедиции, курсы выживания, курсы повышения квалификации на моторных яхтах. Суть всех методик – человек должен легко ориентироваться на воде при ветре 30 – 40 узлов. Первое, с чем нам придется столкнуться, это швартовки в гавани. А реально ли это?? И чью лодку мы будем царапать – повреждать в процессе тренировок? Вам дается уникальный шанс делать это с инструктором, под его команды, когда полноту ответственности с вами разделяет школа. Т.е. вас специально загоняют в рискованные ситуации и требуют найти выход из них. Выход в море не отменяется при ветре 35 узлов, а ведется объяснение, как это сделать правильно, и как потом вернуться в марину. Однажды мы проводили спарринг тренировку между двумя яхтами, наблюдая друг у друга между волнами только мачты выше первых краспиц….

Потом наступает момент выносливости, или психологического барьера. В какой момент человек сдается под натиском стихии? Где расположен ваш предел, дальше которого не стоит забираться? По результатам уже прошедших групп обучения можно говорить о том, что это происходит гораздо быстрее, нежели человек думал о себе. Многие приехавшие с полной экипировкой от лучших морских производителей, полностью с виду подготовленные к непогоде по одежде, сапогам, спас оборудованию не учитывали самого главного – своего психологического барьера. В этой ситуации инструкторы, которые пойдут с вами в море, обладают предельным психологическим барьером, способные вести яхту в предельный шторм, и принимать трезвые решения в критических ситуациях. Инструкторы обладают сертификатами RYA Sea Survival и First Aid для принятия четких решений в критических ситуациях. Плавание ведется в разных условиях – одну группу надо специально загнать в открытое море, чтобы они понимали, что назад дороги нет, других достаточно вывести на 5 миль от берега и показать настоящую волну, и обучение уже пройдет успешно. Главное в этих методиках – подготовить человека морально к встрече с плохой погодой, чтобы это не оказалось для него первый раз в жизни. Уезжая от нас, человек знает, что такое ветер 35 узлов, разгон волны, ломающаяся волна, движение циклона со сломом волны, техника рулежки на встречной и на попутной волне.

Для самых подготовленных или желающих довести себя до собственного предела мы организовываем зимние экспедиции. Это дальние плавания под парусами с расстояниями 800 – 1000 морских миль без захода в порт.

Все данные курсы проводятся в зимнее время года, когда ветра на Адриатике дают возможность получить все эти условия в избытке, а температура воздуха и воды остается безопасной для проведения курсов.

')', '7')') $this->check_module('cat', 'check_category('14', '$this->check_page('1', '

Продажа яхт, катеров, катамаранов

Компания AB sailing является частным агентством по подбору Вашего судна. В начале нам необходимо сформировать Ваши противоречивые желания: очень много места, моторное судно, быстро передвигающееся, экономичное. Например. И очень часто в процессе обсуждения ваших желаний моторная яхта плавно превращается в парусный катамаран, а круизная яхта превращается в яхту класса Перфоманс. Появляется так называемое техническое задание на подбор судна: количество кают, требования к комфорту, стиль любимого отдыха, мореходность и дальность плавания. Потом мы предоставляем вам аналитическую подборку судов по вашему тех. заданию.

Наше основное достоинство в том, что мы не являемся прямыми дилерами конкретной торговой марки, но благодаря наработанным деловым контактам цены на покупку яхт и катеров у нас не отличаются от прямых дилерских цен, а подчас бывают и ниже на 3-5%. Смысл такой политики – не являться прямым дилером конкретной марки – в свободе выбора для клиента. Мы предоставляем сравнительные анализы технических характеристик яхт, сравнительные анализы прайс-листов и комплектаций, входящих в конкретную цену. Таким образом, часто покупка яхты по подобной схеме приводит к уменьшению расходов на 10-15% от изначальной цены, которую называл дилер одной конкретной марки. Потому что очень важно располагать информацией о скидочных компаниях в той или иной верфи, о запуске новых моделей и распродаже старого модельного ряда, да и просто прямого сравнения цен на один размерный ряд. Подчас бывает так, что у ближайших соседей Beneteau и Jeanneay цена на похожие модели буде различаться на 10%...

Также важно будущему клиенту рассказать о послепродажном сервисе и гарантийной политике каждого дилера. К сожалению, современное производство яхт не является безупречным. Всегда всплывают небольшие проблемы при приемке яхт, их эксплуатации в первый год. И здесь очень важно понимать – вы останетесь один на один с яхтой, или к вам прилетит квалифицированная помощь, которая оперативно и оценит страховой ущерб, и поможет устранить неисправности на борту яхты. Имея свой круг общения среди профессиональных шкиперов, которые 9 месяцев в году проводят в море на моторных и парусных яхтах, мы получаем от них прямую, независимую информацию об эксплуатации конкретных яхт, их проблемах, недостатках, достоинствах.

Наша компания готова предложить договор управления вашим судном. Что это такое? Кроме покупки судна, вы должны будете нести ежегодные расходы на содержание. Это стоянка, ТО механизмов, замена антифоулинга (необрастающей краски) и т.д. Находясь в Черногории и обладая собственным чартерным агентством, мы предлагаем эксплуатацию Вашего судна в щадящем режиме – два – три чартера в год, когда судно зарабатывает на свои расходы. Также осуществляется уход за судном на стоянке, когда Вас нет в стране – контроль швартовки, сохранность судна при сильных ветрах, проветривание, запуск механизмов, подзаряд аккумуляторов и т.д.

Таким образом, после покупки судна вы не остаетесь один на один со своими проблемами, мы продолжим наше общение и окажем всю необходимую помощь в эксплуатации Вашего судна.

Удачной покупки и интересных плаваний, и до встречи в Черногории!



')', '7')') $this->check_module('cat', 'check_category('2', '$this->check_page('1', '

Лицензии на управление яхтой, катером

Лицензии на управление яхтой, катером

Вы решились самостоятельно ходить в море. Именно решились. Потому что теперь ответственность за жизни людей, находящихся на яхте, лежит на Вас. Говорить о том, что Вы будете ходить только в хорошую погоду, это как сказать о том, что вы никогда не превышаете скоростной режим на дороге – погода в море сама найдет Вас. И тогда Вы должны будете вспомнить все, что Вам рассказывал инструктор в школе. Про своевременное уменьшение парусов, про то, как правильно встречать плохую погоду, и самое главное, почему нельзя доверять всем современным гаджетам и бортовой электронике. Потому что в море вы не можете остановиться на обочине, и все прекратиться. Даже увидев берег, от этого легче не станет))))). Нужно сориентироваться в незнакомом береговом рельефе, сопоставить карту с тем, что вы видите, а потом принять решение о том, как безопасно для людей и судна пришвартоваться в незнакомом месте. И вот вроде пришвартовались, все. А кто продумает на ночь безопасную швартовку, чтобы ночью вы не проснулись от неприятного хруста кормы о причал или о борт соседней яхты….

Статистика чартерных компаний говорит о том, что каждый год погибает в различных ситуациях от 19 до 26 яхт. Люди обычно спасаются. А количество поврежденных яхт и катеров просто никто не считает – любая чартерная компания, это маленький судоремонтный завод, где непрерывно заклеиваются дырки в бортах, закрашиваются царапины на глянце гелькоута, зашиваются паруса после героев, которые не знали о том, что после силы ветра в 20 узлов надо уменьшать площадь парусов…. Да, это все Вы, наши уважаемые выпускники и ученики, и никто другой!!! Наша задача в школе – попытаться доказать Вам всю полноту ответственности за Ваше решение взять на себя командование яхтой и выйти самостоятельно в море. И объяснить, что эвакуатор в море – вещь проблематичная….

Обучение ведут опытнейшие инструкторы, которые большую часть времени в году проводят на парусных регатах или перегонах яхт в разные страны. Это люди, у которых каждый год за спиной остаются тысячи морских миль. С реальными штормами, настоящими проблемами в разных странах с техникой, документооборотом и т.д. Вы получаете живые знания от людей, которые пропустили это через свои руки. Т.к. наши инструкторы гоняются на парусных регатах, их «предел» и искусство несения парусов гораздо выше, чем у людей, которые не участвуют в оффшорных регатах. Потому что оффшорная регата – это когда никто не знает, какая погода будет завтра, шторм или штиль, и вне зависимости от этого, идти дальше на финиш все равно надо. В 5 узлов ветра и в 50, когда даже большие корабли отстаиваются в убежищах…

Наша школа проводит обучение как на парусные дипломы системы IYT, так и на моторные. Обучение на дипломы управления моторной яхтой ведется как на небольших катерах 35-40 футов, так и на больших моторных яхтах 17 метров. Это позволит Вам уже во время обучения понять специфику эксплуатации моторной яхты серьезных размеров – от серьезности маневров в марине, до оценки расхода топлива и разнообразия ТО, в котором будет нуждаться Ваша будущая яхта.

Добро пожаловать в школу AB sailing, а мы постараемся сделать это время незабываемым, и приложим максимум усилий, чтобы вы вышли от нас настоящим шкипером.




')', '7')') $this->check_module('showfull', 'check_category('21', '', '7')', false)

Яхта Amber Miles. Юность прекрасной леди

Первая регата этой яхты – Mediterranian Trofhy прошла без непосредственного участия нашей школы. Конечно, мы участвовали в подготовке яхты, подбору экипажа и прочим вопросам, связанным с запуском проекта. Но непосредственно «поехать» на лодке представилась возможность в сентябре, на Voiles de Saint-Tropes, во Франции.

Многие посвященные уже знают, о ком идет речь, но для новой аудитории представим яхту: Итак, «Amber Miles». В исполнении датской верфи «X-yachts» проект Xp 44. О ее потенциале говорят сравнительные цифры:
Dufuor 44 Perfomans – 10700 kg
First 45 – 11300 kg
Xp 44 – 9100 kg.

При чем вес Хр не декларация верфи, а реальный вес после взвешивания на кране сертифицированными мерителями. Прибавить к этому великолепные обводы, «породу» верфи, и становиться понятно, что на воде появляется новая звезда. Владелец тщательно анализировал выбор лодки, прекрасно разбираясь в существующем рынке яхт, парусов, новых разработок. Каждый раз, разговаривая с ним, и задавая провокационные вопросы, типа «а вот Swan 42?? А новый Grand Soleil38??» я получал развернутый аргументированный ответ, что говорило о вдумчивости принятого решения при покупке именно Хр 44.

И вот она живая, на воде. Заходишь на палубу. Царство новых решений. Ну что нового можно придумать в парусной яхте?? Ну вот например: Широкий фальшборт по всей длине яхты - безопасность при ходьбе по палубе с креном, но за счет того, что он широкий, на нем удобно откренивать. Великолепное решение. Каретка гика-шкота утоплена глубоко в палубу, что даже блоки не выступают над палубой – дань новой моде, но при этом работать кареткой удобно, и ходить по кокпиту реально проще – нет шансов споткнуться и упасть. Проводки оттяжек выведены с двух бортов на рубке по бокам, т.е. экипаж, сидя на откренке, регулирует тонкие настройки грота никуда не вставая. По взрослому. И многое в этой лодке вызывает уважение. Наша конкретная яхта еще и вооружена угольным рангоутом, что сразу говорит о серьезности намерений владельца и команды. Добавьте к этому французский NS 3DL на парусах, и становиться понятно, что разговоры типа «да, лодка не ехала» не принимаются.

Отдельно заслуживает внимания гардероб попутных курсов. Два генакера и два спинакера. Короткий стационарный бушприт и длинный спинакер гик позволяют делать что душе угодно. Генакер на бушприте, генакер на рее, спинакер при фордевиндах с четыремя брасами, плоский ричер для галфиндов. Возможность подбора комбинации для попутного курса, наличие трех спинакер фалов превращает работу на попутном курсе в экзамен для бакового и экипажа – можно применять весь арсенал знаний, менять спинакеры друг из под друга, менять генакеры на спинакеры, ставить рею, убирать рею. В общем, издеваться над конкурентами (и над экипажем)) ), как душа пожелает. Добавив к этому прекрасный корпус и маленький вес, ты получаешь скрипку, которая в умелых руках начинает звучать прекрасной мелодией. На прошлом Middle Sea Race сестра "Amber Miles”, "Vikesha II”, показывала прекрасные скорости, уходя в далекий отрыв от всего флота, по походке больше напоминая транспак, чем яхту перфоманс класса.

Вот на такой замечательной яхте нам и предстояло участие в регате. Надо сказать, что экипаж был подобран сильный, и самое главное, с достаточным количеством рук – 12 человек. Во главе экипажа был утвержден Максим Таранов, на гика-шкот скромно поставили директора NS во Франции. На баке, в силу специализации в вопросах обучения, был поставлен я, Артем Брум. Было введено разделение на группу скорости на лавировке и группу совершения маневров, чтобы рулевой мог заниматься управлением яхтой, а не объяснением, какую веревочку куда надо засунуть….
Итак, первый день регаты. Как и полагается настоящему гоночному комитету серьезной регаты, тем более что эта регата больше парусный фестиваль, нежели спорт, гоночный комитет старательно откладывал старт, дожидаясь, когда ветер скиснет совсем. И когда в 15.30 ветер практически умер, гоночный комитет решился выставить сокращенную петлю с контрольным временем 18.30. С учетом наличия клочков ветра со скоростью 3 – 4 узла, это выглядело усмешкой в адрес гонщиков. Естественно, все пошли на дистанцию. Но также многие понимали, что гонку могут и прекратить, и просто мы не дойдем до финиша. А на 20.00 все рестораны города уже забронированы, и гоняться надо будет заканчивать……

Именно с этим лучезарным настроением мы и пошли на дистанцию. Старт был не плох, и не хорош. Стартовали вторыми – пятыми – на корпус ниже стартовой линии, опять же, благодаря отсутствию ветра и осознанию, что фальстарт не оставит нам шансов в принципе доехать до финиша. Но лавировка была начата с правильной стороны дистанции, и мы начали двигаться вперед, ставя флот под контроль. Впереди оказался французский First 40,7, явно медленнее нас, но намереваясь героически преградить нам путь, приводясь до заполаскивания стакселя, и вынуждая нас делать поворот. Скрутились. Поехали туда, куда не очень то и надо. Но с контролем всего флота. Демократия на палубе – вещь не очень интересная и полезная – когда рулевого вовлекают в дискуссию, что он делает, и зачем он туда поехал, гонка заканчивается, и начинается туризм под парусами. Четыре человека, обсуждающие, куда надо ехать, и подсказывающие Максиму Таранову(!!!) приведись-увались сделали свое дело – мы ехали вместе со всеми, бодаясь за 5-7 позицию на лавировке. Примерно в этом положении мы и обогнули верхний знак. Благодаря усилиям гоночного комитета, там, где в 13.00 яхты ходили со скоростью 6 – 7 узлов, теперь на знаке все ехали 2 узла. На знаке собралась небольшая пробка, яхт из пятнадцати. Причем некоторые из них выделялись размерами – 50, 58 футов. Было принято гуманное решение объехать это стадо по большой дуге, забравшись повыше знака.

Выброс генакера. Отдельно хочется поблагодарить Бруно (CEO Northt Sails France)за важнейшую тактическую информацию – полную поляру скоростей яхты с VMG Down Wind и VMG App Wind, благодаря чему мы четко знали, в какой ветер какой парус для попутного курса будет максимально эффективен. Именно поэтому в небо пошел А1,5. Напряженная лавировка вниз показала прекрасные ходовые характеристик яхты – при малейшем появлении ветра яхта «отскакивала» от конкурентов и уходила в отрыв. Именно благодаря прекрасным ходовым характеристикам яхты мы уложились в контрольное время. Экипажу в первый день гонок приходилось согласовывать свои действия, и однозначно здесь крылся большой резерв скорости.
Мы въехали на финиш за несколько минут до окончания контрольного времени, что дало нам возможность занять 6 место из 32 яхт. С учетом того, что только 7 лодок уложились в контрольное время, остальные лодки получили DNF.Это был серьезный отрыв лидирующей группы по очкам.

Наше скромное жилище
Наше скромное жилище
Amber Miles
Amber Miles

Второй день гонок обещал быть спокойным и штилевым, мало отличающимся от первого. Однако уже на выходе из бухты стало понятно, что все будет по настоящему. Устойчивый ветер 14 – 18 узлов давал надежду на настоящую гонку. Тем более что как раз в свежий ветер яхта и должна была показать себя во всей красе. Надо сказать, что флот разделился на Swan, Sly, Xp44, и все остальные чуть сзади….. Т.е. превосходство этих трех яхт над группой было налицо и в первый, и во второй день. Отдельно можно сказать про «черную бабочку» - яхту МС 38. Этот угольный агрегат назвать яхтой не поворачивался язык. Плоская угольная доска с огромными для своих размеров парусами, она просто порхала в слабый ветер над водой. В сильный ветер ее бакштаг был тоже отличен, но на лавировке, естественно, эта лодка проваливалась.
Итак, старт второго дня. Судьи долго решали с дистанцией, со знаком, в итоге все началось. В гоночной инструкции было написано о старте в 11.00, на самом деле старт первой группы состоялся около 12 часов, с задержкой на 40 минут. Это никак не портило нам настроение, потому что мы получили возможность потренироваться и посмотреть еще раз на нашу вторую геную. Про грот уже все было понятно – без комментариев. Итак, лавировка перед стартом на генуе номер 2. После 4 – 5 поворотов вернулись к старту с разбором лавировки. Как то уточнили расписание людей, начали готовиться к старту. Максим Таранов, наш шкипер, проехал по старту, зорким оком посмотрел обстановку. Все ясно. Разворачиваемся, скидываем стаксель. Меняем на геную №1.

Старт, как полагается у хороших рулевых, был прекрасен. На два корпуса ниже судейского судна, но это с одной стороны позволяло зажимать все стадо сверху, с другой стороны, получить разгон снизу. Классически проведя старт, мы сразу же пошли в отрыв. Настроение всем портил молчаливый флаг индивидуального отзыва, который судьи не снимали….. У нас возник вопрос – может, это мы?? Я, являясь баковым, не видел из-за четырех яхт судейского судна – маленького катерка с маленькими флажками. Вообще надо сказать, что за последний месяц увиденный мною чемпионат Хорватии и Неделя Сан-Тропе вызвала вопросы: зачем мучать судей на таких катерочках…. Бюджеты лодок, которые приходят на соревнования, бюджеты регат… А катер не виден за стартующими яхтами…
В общем, не отрицая свою вину бакового, что отпустил контроль над этим важнейшим фактором в гонке, я четко сказал, что не уверен. Так и уехали на дистанцию с немым вопросом – кто же это был?? Утверждение было только одно – мы на старте выкидывали Феста 40, 7 на ветер, и он однозначно был выше нас на стартовой линии. ..

Первая лавировка дала отменный результат – третьи на знаке. Уже вырвались из толпы и получили оперативный простор принятия решений и просто чистый ветер. Постановка генакера. Надо отдать должное Бруно – директору NS Франции, он не жалел паруса. А точнее, он уверенно знал их предел. В достаточно свежий ветер мы поставили легкий генакер А1,5, на котором и полетели. Ветер неожиданно начал умирать, оставив метровую волну. Sly – их тут было двое, за счет своей легкости начали медленно ехать вперед. К ним присоединились два Swan 42. В общем, вчерашняя тепленькая компания в 6 яхт опять собралась вместе. Ветер вдруг решил еще раз скиснуть, но уже совсем, и зашел в нос. Постановка стакселя. Одним галсом на знак. Увал на левом знаке, уже симметричный спинакер. Пока ехали на знак, нешуточно раздуло, и лодка полетела под спинакером 10 узлов, на серфинге легко показывая 12 – 14. И здесь мы явно начали нажимать на врагов. Хр показывала свой легкий ход, и мы опять были в лидирующей тройке. Ветер раздул настолько , что при огибании знака левым бортом и приведении до полного бейдевинда, никто во флоте не решался ставить генакеры. В ход пошла вторая генуя, которую мы поставили до знака, и виртуозно сделали фордевинд с учетом того, что надо было мгновенно уронить спинакер гик.

Ветер в очередной раз решил замешать карты, ослаб и отошел. В ход пошли Коды 0. У нас был только плоский генакер, который мы и предоставли их ламинату на Кодах….. Они опять начали отъезжать. Так и приехали на последний знак, когда плоские Коды0 конкуренты стали менять на полные генакеры. У нас не было достаточно проводок для смены генакера один из под другого…. Нам пришлось ставить стаксель, и менять генакеры вниз-вверх. Поменяли. Пропустили вперед своих любимцев – Sly42. И вот уже и финишный участок. Полный драматизма из за нашей неточности работы с генакерами и с конкурентами, которые отскочили вперед на несколько корпусов. Много советов поступило в адрес рулевого – куда ехать… Но Максим сжал зубы, и сделал по своему – поехал вниз, подальше от наветренного берега. И под берегом скисло. И там остались стоять наши конкуренты смотреть на то, как мы первые в своей группе въезжаем на финиш. …. Уборка генакера, возвращаемся к судейскому судну – нам отвечают, что у нас все ок, фальстарта не было….. И только здесь у нас по настоящему отлегло. С учетом наблюдаемой картины – пришедшего штиля и вставших яхт в 100 метрах до финиша. Финишировавший Sly наградил нас аплодисментами – мы вырвали у них эту победу, и это была красивая борьба. С очень сильными соперниками и прекрасной яхтой. Мы тоже подняли большие пальцы вверх – молодцы парни.
Результаты вывели на экран через полчаса после закрытия финиша – в 19.00.
По пересчету мы удержали первую позицию, и по результатам гоночного дня были абсолютными победителями в группе. По результатам двух дней мы поднялись на третью позицию.
Теперь время устриц и французского вина. И завтра опять на старт.

Sly42
Sly42
Борьба 1,2,3 место
Борьба 1,2,3 место

День третий. День совершенных ошибок и отличного настроения.
Почему? Потому что пришла уверенность в яхте. Уверенность в том, что команда может, и все происходящее не случайность. Закрепление результатов и спокойно – уверенный взгляд в сторону конкурентов.
Итак. Сан-Тропе. ЛАЗУРКА!!! Стоим в зоне старта, ждем ветра. Купаемся. Лазурка!!! Ветра нет, всем хорошо, гонки подразумеваются. Бруно вчера вечером высказался в стиле «у вас, русских, очень шумно и суетно на палубе»… Ок, сегодня расслабляемся и молчим. Паруса даже и не поднимаем – шут его знает, эти гонки. Но вот приходит информация. Ветер придет. Ок. Хватит купаться, паруса вверх. Надо отдать должное этому месту с точки зрения проведения гонок. Ветер здесь включает – выключает – закидывает по несколько раз в день. Это делает гонки очень напряженными и по настоящему азартными, кто понимает суть происходящего.

Судьи выставляют дистанцию. Отдельно хочется сказать про кроссворд под названием Гоночная Инструкция и схемы дистанций с координатами точек. А еще добавить к этому оттяжные буи на старте для лавировки и ворота перед финишем на расстоянии мили. Это превращает гонку в скачки с препятствиями, где техничность экипажа и ориентация навигатора имеют огромное значение. Точка, которая есть только в картплотере, но ты ее не видишь на воде. А как разложить бакштаги?? Конечно, это обычная работа, но с учетом 32 яхт в группе и очень зубастых конкурентов, которые ко всему прочему тоже люди и делают ошибки, работа навигатора становиться крайне напряженной и ответственной. В этом отношении простой App & Down – вверх вниз кажется скучной рутиной. Конечно, там во всей красе проявляется искусство рулевого и тактика по работе с ветром, но здесь, в Сан-Тропе, важны абсолютно все – кокпит, бак, навигация, руль, тактика выбора парусов с полярами скоростей. Это настоящий спорт – ошибся с выбором паруса – извини, а конкуренты не ошиблись. И ты можешь отлично рулить, на 5+, но парус не тот…. Это и есть технический, командный вид спорта. Где ошибка на знаке с постановкой – уборкой парусов стоит тебе 5 мест. Где неправильно выбранный парус лишает тебя возможности реализовать прекрасные характеристики яхты.

Итак, старт. Ничего личного, опять в лидирующей пятерке. Мощно, с разгоном, на чистом ветре. Как навязчивая тень, на ветру держится Sly42. Разгоняемся. В хвост к Sly пристраивается Swan 42. Кто бы сомневался!!Начинаем лавировку. Ну, здесь у нас есть вопросы на палубе, но лодка летит, рулевой великолепен, и им нас не съесть. Делаем поворот под корму Sly – нам пора вправо. Хоть под его контроль, но нам надо вправо. Естественно, он поворачивает с явным намерением вывести нас за лейлайн верхнего знака. Что он и сделал. Нам не выехать из под него, вцепился в нас мертвой хваткой. Он делает поворот. Естественно, мы отвечаем поворотом чуть выше его на чистом ветре. Верхний знак. Третьи – четвертые. Отлично. Следующий курс – трамвай, полный бейдевинд. Выравниваем скорости. Медленно едем по Sly. Парни собираются, работают. Перестали отставать. Сверху по всем, после (как это уже стало традицией) проигранной лавировки, проехал MC38, и уехал….. Как будто он не с нами. Даже нагловато как то….. Но ничего, балл есть балл, а цыплят после финиша считают. Следующий поворотный знак. Полный курс. Ветер 10 – 14 узлов. Пограничный ветер для принятия решения – Генакер или Спинакер?? A1,5 или S2??? Команда к А1,5. Нет, S2. Кто был баковым, тот поймет, что значат эти сомнения для бакового, которому не будет пощады на знаке, если что то будет долго или не так. S2 зацеплен, подготовлен. Ставим через фордевинд на знаке. А это значит, что спинакер-гик уже засунут под стаксель, подготовлен на другом галсе. Подлетаем к знаку. Нет. A1,5. Во имя всех святых!! Молитва к богу только одна: не запутать афтегаи с генакер галсом… Перецепили, взлетел генакер. Суета в кокпите. Галс не добрали, шкот не успели. Конкуренты отъезжают.

Справляемся. Разгоняемся. Полетели. Но они отъехали на те самые 3 – 5 корпусов, которые и будут дальше держать. Потому что мы в лидирующей группе дивизиона IRC C, где чайников нет, и все умеют ходить на яхтах. Sly и Swan начинают медленно отъезжать дальше. Мы понимаем, что не хватает тяги. Генакер идет на спинакер гик – больше тяги, можем идти полнее. Долго принимали это решение. Теперь лучше, но мы не соперники, а догоняющие. Поворот фордевинд под генакером со спинакер-гиком. Чуть медленно, но в целом без проблем. Вообще, эта гибкость яхты при выборе методов движения в попутный ветер очень важна – ты можешь выкручиваться из сложных ситуаций и выжимать максимум из яхты.
На нижний знак приходим в роли статистов – не хуже, но и не лучше. Swan и Fly увеличили отрыв, мы контролируем второго Sly и Grand Soleil 44 из Нидерландов. Т.е. в принципе, четвертая позиция на знаке.

Лавировка на финиш. Французы мудрят с финишной линией. Одна от катера до катера, другая от буйка до буйка, разбираемся…. Sly и Swan делают тактическую ошибку – уходят в подветренный берег в надежде на отход ветра. Мы, находясь посередине входа в залив, видим усиление ветра с наветренной стороны дистанции. Максим идет остро, насколько можно, постоянно идя наверх. Grand Soleil 44 вцепился в нас мертвой хваткой. Это при том, что наша лодка в исполнении Бруно на гика – шкоте и Максима на руле в принципе идет великолепно, Grand Soleil не отстает. Ветер еще усиливается у нас, и лидеры группы начинают приближаться. Мы уже четко понимаем это. А вот Grand Soleil, который был выше всего на корпус, и по корме, взял изменение ветра, и резко поднялся наверх. Мы не дотягивали до этого изменения ветра, и продолжали путь на финиш, потому что шли всего 50 метров ниже финишного знака. У Sly 42 и Swan42 не выдерживают нервы, и они раньше времени в неправильной фазе ветра делают поворот к нам, на ветер. Максим наоборот, видя изменение ветра, продолжает идти чуть ниже финишного знака, но на финиш.

Развязка. Сверху на всех одним галсом падает Grand Soleil, и заезжает вторым после MC38, которого мы явно посчитаем, впереди Sly, Swan и нас!!!! Мы накрываем Swan, и чуть-чуть не достаем Sly, который проскакивает у нас по носу левым галсом. В итоге четвертое место на финишной линии, и самое интересное, четвертое место по пересчету. Но плотность финиша в лидирующей группе еще раз подтвердила серьезность наших намерений, услышали «Perfect» от Бруно, и мы улыбнулись нашей уверенности.

Баковый
Баковый
Шкипер
Шкипер

День четвертый. Лазурка!! День отдыха. Сон, нормальная пища, разговоры о яхте. Бесконечные, пока ты видишь море, ты можешь говорить только об этом.. Кто то решил пойти на тренировку. MC38, самый быстрый, но не первый в нашем классе, сходил потренировался – вернулся с поврежденным рулем, из регаты выбыл….
У нас тим-билдинг в ресторане в Сан-Рафаэле. Отдыхаем, ужинаем, ресторан завораживает и отвлекает. Бруно читает лекцию о том, сколько нам стоил поход девушки в туалет, потому что мы не могли бросить ее в туалете с борта на борт на оверштаге…. Гонка, называется))))). С закатом возвращаемся по красивой дороге домой. Вдоль побережья, с морскими пейзажами и заливом, который усыпан огнями кораблей, как город.

День пятый. Отдохнули?? Как то не очень)))). Ну, тогда гоняться!!
Сегодня ветер приходит практически сразу, особо не ждем. Великолепная гоночная погода, ветер 10-12 узлов.
Старт. Отлично. Раскидали конкурентов, освободили себе место для разгона. Разгоняемся.
Два Swan, Sly42, Grand Soleil44… Все те же лица. Очень четко отделяемся от остального коллектива, полетели. Верхний оттяжной знак. Многообразие тактиков на борту не позволяет принять единственно правильное решение – не уступать дорогу лидирующему Swan на знаке, а скрутиться у него на скуле. Пропускаем, крутимся ему в хвост. Третьи на верхнем знаке. Досадно. А ведь третьи!!!!! А уже стали расстраиваться этому результату. Потому что знаем свои ошибки, знаем, куда идти. После знака полный бейдевинд на стакселях. Сели на волну Sly, вцепились в него. Так и идем, чинно выстроившись: Swan, Sly, Xp44. Выставка достижений народного хозяйства. Лучшие серийные лодки, которые Европа смогла произвести. С хвоста попытались подъехать, но наша тройка очень уверенно поставила жесткую преграду на галфвинде –мы тоже не просто так тут сидим.
Вылетаем на знак. Правым бортом, поворот направо. Непонятно, трамвай или лавировка. Люди в кокпите начинают готовиться к оверштагу, и при подходе к знаку без команды рулевого начинают делать оверштаг. Поворот происходит только на стаксель шкотах, без руля и поворота яхты….. Рулевой не отдавал никаких команд, просто экипаж так решил, что сейчас будет поворот. И потащил стаксель на наветренный борт…. Эта ошибка сразу стоила нам двух мест. И теперь мы уже шли не третьи, а пятые…

Дальше лавировка с усилиями догнать уходящих лидеров. Два поворота не там. Ох, слишком много разговоров в кокпите и на корме… Рулевой сбивается, и начинает думать «А может я не то вижу??». В общем, при огибании еще одного наветренного знака мы уже пятые. Ставим спинакер через поворот фордевинд. Теперь уже S2. Вчерашний день все помнят!!!
Ну вот, другое дело!! Начинаем догонять. Надо бы упасть вниз, ниже генакерных лодок, и оттуда атаковать их. Но!! Иностранные консультанты не позволяют этого делать, указывая на курс на марку. Интересно, они всегда по прямой на знак ездят??? К знаку мы уже отыгрываем свои два места, и залезаем на знак для фордевинда третьими.

Ох, Джайб, Джайб!! Или поворот фордевинд со спинакером. Без тренировки в свежий ветер…. Перекидываю спинакер гик, вкладываю свободный афтегай, выкидываю на ветер. Уверен, что меня в кокпите видят. Рулевой качает спинакер на ветер, на брасе просто нужно добрать слабину, но люди в кокпите упорно, отвернувшись от спинакера, крутят брас (он же афтегай) на лебедке…. Гик летит обратно, я уклоняюсь за штаг, гик бьет по пластиковому дорогущему обтекателю и достает мою переносицу. Очухиваюсь. Вроде живой. В «офисе» высказываются…. Придя на знак третьими, после поворота опять оказываемся на пятом месте.

Мы еще не знали, что это финишная прямая, и дистанцию сократили. Начинаем использовать преимущество несения спинакера, догоняем генакерные яхты. Grand Soleil 44 как то тяжелеет на полняке, и медленно начинает нам проигрывать. Идем пассивно, не кидаясь на них в атаку, т.к. приведение никому не нужно – потом будет гораздо больнее уваливаться. Едем к марке, зная, что там приведение, стаксель, и все по новой…. Еще есть время атаковать. Подходим к повортоному знаку. Сиера. Сокращение дистанции. Рестораны заказаны, хватит гоняться.
Итого на финиш мы заехали на пятой позиции, посчитали одного Swan42, и в протоколе за сегодняшний день стали значиться на 4 месте из 32 яхт.
И вот здесь началась интрига. Завтра последний день гонок. Пятая гонка. По положению о регате при проведении пяти гонок включительно, один худший результат выкидывается. Без выкидывания мы до сих пор четко держим 3 место, а вот с выкидыванием…. Grand Soleil, который уверенно и жестко давит нам на мозги, второй день приходя впереди, получает на очко меньше и перемещает нас на 4 место, занимая третью строчку….. Выходов два: или попросить небо об отмене гонки завтра, или выигрывать у всех….. что является ну оччень непростой задачей.

Мы все это знали на старте следующего дня. Еще вечером после неудачной гонки Максим Таранов устроил «разбор полетов». Наболело. Надоело заниматься туризмом под парусами, хочется слаженности и скорости в работе на палубе. Были высказаны замечания всем членам команды, включая тактика и навигатора. О баковом и шкотовых и говорить не приходилось – шишки сыпались…. И это правильно – все таки это серьезная регата, а не что мы с вами делаем в Хорватии и Турции.
Вот с этим настроением мы и вышли на старт пятой гонки. Старт плавно откладывали…. Откладывали….. Максим принял решение устроить тренировку. Сначала повороты оверштаг. Медленно, быстрее, быстрее, координированнее. Нам не кататься по заливу, а подрезать серьезных европейских профи на знаке. Залезли в призовую тройку и пятерку лидеров – будьте добры соответствовать!!
Спинакер. Постановка. Слабо. Поворот фордевинд (джайб). Опять плохо. Экипаж не тренирован, с работы всегда получается вырваться только на саму гонку, в итоге маневры любительские, никак не претендующие на серьезность. Еще джайб. Еще. Максим высказывается. Бруно спрятался, поняв, что у русских наболело, и они сегодня чего то хотят.

С судейского судна идет информация о выставлении дистанции. Пора заканчивать тренировку, собираться на старт. Убрали спинакер, девчонки сами убежали вниз, тихонечко укладывая спинакер. На палубе тишина. Взбодрились. Вдруг осознали, что нужно заниматься командным спортом, что вопрос в третий день решали 13 секунд, которые не дали нам подняться на третье место. 13 секунд!!!!!
Выставили стартовую линию Времени 13.30. Эхххххх, нам бы еще пару часиков, и в ресторан с третьим местом. Но мы гоняемся не в протоколах, а море. Поехали. Макс проверяет стартовую линию. Навигатор говорит о серьезном перекосе линии, что нижний конец старта ближе к верхнему знаку. Ветер кажется ровным, и поэтому принимаем решение стартовать снизу. Здесь же появляются Sly и Grand Soleil. Значит, мы правы. За одним исключением. Оба Swan стартуют сверху. Как положено по закону физики, изменения и усиления ветра сначала приходят к верхним яхтам, даже если они чуть кормовее…. Но это мы поняли уже потом, после старта.

Старт великолепен. Попросили Sly пойти на фальстарт, раскидали яхты широкими движениями штурвала. Максим был в ударе. Стартовали на чистом ветру, имея снизу место для разгона. И Sly как то сразу начал отставать. Они что, не ожидали от нас жесткой, контактной борьбы?? Или настроение уже было не то, потому что они уже тоже все посчитали?? Так или иначе, мы стартовали первыми. Впереди флота. И как потом, уже после финиша, скажет Максим, ну и подрезать бы нам двух Swan на левом галсе, заняв контролирующую позицию сверху… Но мы остались внизу, контролировать непосредственного врага – Grand Soleil 44. Собрались. Нет ошибок на оверштагах, все тщательно откренивают – закренивают. Держим свою группу в ежовых рукавицах. Сверху два Swan, как и полагается, улетели. Черт с ними, у них сумасшедший балл, и мы воюем не с ними. На знаке устанавливаем статус кво. Третьи. Впереди только два лебедя, воистину летающие птицы!!! Ветер слабый, ставим легкий генакер А1,5. Удачно берем давление, отскакиваем. Пошел кураж лидеров – когда ты можешь контролировать вертровую обстановку спереди, захватывая инициативу на дистанции. Оба кровных конкурента не выдерживают нашего ускорения, уходят через джайб искать ветер на другой стороне дистанции. Там ветер явно слабее.
Через минут 15 мы делаем джайб на их галс, но уже с усилением ветра. Да еще и с заходом на новом галсе. Выигрываем. Ломаем ситуацию морально. Мы третьи с уверенным отрывом, впереди только Swan42, но их мы считаем…. Нижний знак. Два раза проговариваем на палубе. Джайб, стаксель вверх, генакер вниз. Не доходя до лейлайна, кокпит делает джайб чтобы увернуться от кого то. Палуба восприняла джайб командой к действию. Стаксель пошел вверх. А это еще не знак!!!! У них контргалс, сейчас будет еще два джайба!! Стаксель вниз, баковый на баке тормозит лодку, много маневров. Затормаживаемся.

Вот сейчас бы на старт
Вот сейчас бы на старт
Экипаж
Экипаж

Обогнулись. После репетиции все прошло гладко, генакер убрали, привелись, пошли в лавировку обратно, в сторону Сан-Тропе. Третьи, с чуть меньшим отрывом из за совершенных ошибок. Извините, мы в пятерке лидеров. Мы за всю регату не видели рядом ни Фестов 45, ни Фестов 50, ни Джеев 122…. Мы уезжали разбираться в лидирующей группе, а здесь счет идет на 5-10 секунд…..
Лавировка. Как злая тень, преследующая нас во всем заливе, начинает подтягиваться Grand Soleil44….. Четче работа на шкотах, лучше обрабатывают изменения ветра. Максим порывается пойти по заходам, Бруно не пускает. Говорит, у нас есть генеральный курс…. Ох уж этих генеральщиков!!! Резултат. Grand Soleil идет у нас на хвосте, просто отрабатывая наши ошибки в настройке парусов, метр за метром сокращая разрыв. А мы им должны на финише 160 секунд!!!! Опять верхняя марка с постановкой генакера. Идем в Сан-Тропе. Скоро финиш. Мы сильнее, быстрее на генакере!!! Мы должны отскочить!!! Ускоряемся. Тень идет сзади, естественно, безошибочно поставив свой генакер. Начинаем медленно отрываться. Эхх, не хватит нам дистанции увеличить отрыв!! И тут мы впереди видим макси-яхты, которые при огибании марки убирают генакеры и идут в бухту под одними гротами. Сокращенная дистанция. До финиша меньше мили.

Финишную линию пересекаем третьими. Засекаем время. 100 секунд, и Grand Soleil финиширует. Мы не смогли привезти ему 60 секунд, или одну минуту….. Мы знаем, что пятая гонка состоялась, наш конкурент впереди, и сегодня он еще и закрепил свои позиции. А вот Sly сломался, или просто уже особо никуда не торопился – он гарантированно знал свое второе место в общем зачете.

Итого общий результат:
Swan 42 – 8 очков, первое место
Sly42 – 9 очков, второе место
Grand Soleil 42 – 9 очков, третье место
Xp44 – 12 очков, 4 место.
Лодка, занявшая 5 место, уже имела 20 очков…..

Такая плотность в лидирующей группе как то сгладила наше разочарование от потери призового места. В принципе, все было логично. Мы еще не дотягивали по уровню подготовки на палубе до борьбы на равных с лидерами группы. И это каждый раз вылезало в критических ситуациях. Однозначно можно было понять – яхта летит, выбор владельца абсолютно правилен. Максим прекрасно рулит, и здесь были показаны высшие стандарты старта и лавировки. Т.е. этот проект – яхта плюс команда – представляет серьезную угрозу лучшим лодкам в Европе в своем классе.
Расстраивало отношение иностранцев к нам. Они по прежнему считали, что мы какие то полуграмотные люди, которые не знают, как ставить паруса, и как ехать в лавировку. И это при наших результатах с любительским экипажем. Похожую картину оценки русского яхтинга я уже видел в прошлом году на Фастнет Рейс, где команда клуба 600 NM на дряхлой яхте «Incisor» приехала в первых 20% флота – заняв 67 место из 250 яхт на финише, и 300 яхт на старте. При чем, это был лучший показатель этой яхты за последние 6 лет….. Как нежелание менять русские деньги в любом банке Европы, как нежелание Евросоюза сделать безвизовый въезд россиян, когда Бразилия, Чили, Аргентина имеют безвизовый въезд, так и в парусном спорте по прежнему сквозит какое то непонятное, ничем необоснованное высокомерие иностранцев, которое еще и сопровождается ласковым выниманием денег из карманов русских клиентов.

Именно поэтому в следующем году Максим Таранов начинает новый национальный проект – яхта, построенная в Екатеринбурге по его собственному проекту с русским экипажем на соревнованиях Европы. Без иностранных консультантов на палубе и на лодке, построенной в России.
Amber Miles тревожно шевелилась на швартовах в уютном Порт Гримо. Она уже слышала, что через два дня ее поведут на Мальту. НаRolex Middle Sea Race 2012. Как породистая лошадь, нетерпеливо переступая в конюшне, она уже чувствовала своим форштевнем большое море, большую регату. Руководители гонки будут самые лучшие: Филип Кребин и Максим Таранов. Филип – пятикратный участник Фастнета, 2 раза второе место в общем зачете, 3 раза победитель в классе, Максим – верхняя двадцатка в рейтинге ИСАФ, воспитавший много громких имен в российском парусном спорте.
Два дня тренировок, прибрежная гонка – разминка, два дня разбора полетов – подготовки к гонке, ну и сам…..
Проект Amber Miles только начинается, полный уверенности и решимости. Иностранцы уважительно несут владельцу поклоны и приветствия, признавая его силу, как организатора, и то что русские, оказывается, могут сами выбрать правильную яхту, правильные паруса и организовать гоночный процесс….

Les Voiles de Saint-Tropes 2012. Port Grimaud. 7 октября.